№1, 2006 г. | (страница 4) | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ОТРЯД «ЖИВОТНОВОД», ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. А также «животные» практики в учхозе |
||||
Экскурс редактора «Вестника» в прошлое. В годы нашего студенчества, во второй половине семидесятых годов, «оккупация» полей и ферм учхоза студентами сельхозинститута была нормальным явлением. И такой же нормой было встретить своего собрата с другого факультета где-нибудь на опытном участке за несколько километров от центральной усадьбы, или, наоборот, в час пик в столовой, а вечером на дискотеке или в кино в клубе. И если уж мы, защитники, довольно неплохо знали поля, теплицы, сад учхоза, то что говорить об агрономах, зоотехниках, механиках, экономистах (ветеринаров, как факультета, тогда ещё не было). В общем, несмотря на вечные проблемы с транспортом (и такие же вечные проблемы с оплатой труда студентов) студенческая жизнь в учхозе била ключом, столовая всегда была переполнена, общежития функционировали круглый год. Зимой в них жил рабфак, весной-летом-осенью — постоянно снимаемые на самые разные практики-работы студенты (и абитуриенты) практически всех курсов и факультетов. Чем вызвана необходимость возрождения отряда «Животновод», рассказывает начальник учебного отдела Владимир Владимирович Гарт, участник отряда «Животновод» 1982/83 учебного года. – Учебное хозяйство университета всегда нуждалось в сезонных рабочих, поскольку большинство его населения работает в городе. Раньше на хозработы в учхозе в сентябре-начале октября привлекались абитуриенты, зимой — слушатели рабфака и рабочие группы. После перемещения рабфака из учхоза его место заняли студенты специализированных отрядов, в частности отряда «Животновод». После того, как студенты НГАУ в большинстве своём стали заниматься с 1 сентября, учхоз несколько лет привлекал на сезонные работы военнослужащих. Согласно одному из последних приказов Минобороны, военнослужащие должны заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть служить, так что в этом году перед учхозом снова встала проблема нехватки рабочей силы. На данный момент (в зимний период) в рабочей силе остро нуждается именно животноводство. Поэтому на научно-техническом совете 11 января одним из вопросов был пункт о возрождении отряда «Животновод». |
Обязательными условиями возрождения должны стать добровольная основа формирования и зарплата на уровне работников животноводства учхоза. График учёбы и доставки на работу находится в стадии решения. – Будет ли работа в «Животноводе» идти в зачёт практики? – Скорее всего, она пойдёт в зачёт производственной практики после второго курса. – Ребят планируется использовать только как рабочую силу или всё-таки будут присутствовать элементы практических занятий? – Они будут трудиться полный рабочий день — скотниками, свинарями — и получать за это зарплату. Специальные занятия по животноводству с ними проводиться не будут. Но они смогут понять, почувствовать ту работу, которую им необходимо будет делать в дальнейшем (допустим, принять отёл у коровы или опорос у свиньи). Это надо вживую увидеть и попробовать, потому что ни на каком практическом занятии, ни на какой лекции этого им никто не покажет. А когда они сами всё увидят, ![]() спросят у рабочих, бригадиров, зоотехников, которые там работают, — для них это будет прекрасная практика. Желательно, конечно, присмотреться к тому уникальному оборудованию, которое есть в учхозе (той же самопривязи, поилкам, прекрасно оборудованному молокопроводу), к передовой технологии выращивания животных, потому что таких сельскохозяйственных предприятий, как наш учхоз, в области мало. – Какие группы будут привлекаться к работе и по какому графику? – Мы планируем начать с месяца-полутора. Последовательно будут работать все четыре группы второго курса зооинженеров, которые смогут охватить весь зимний период. – Почему именно второй курс? – Они уже достигли совершеннолетия, адаптировались в учёбе, хорошо знают друг друга. Почему не третий курс? Потому что на третьем уже начинаются специальные |
дисциплины. И там более сложно навёрстывать пропущенные занятия. Мы только возрождаем производственный отряд, поэтому нынешняя зима — очень тяжёлый период не только для самого учхоза, но и для университета. Если этот отряд у нас будет надолго — год, два, три, пять, — мы, естественно, отработаем процесс, чтобы он был наименее затратным и удобным и для ребят, и для преподавателей. – Со стороны университета ребят кто-то будет курировать? Или ими будут руководить только работники учхоза? – В принципе, должен быть заключён трёхсторонний договор между студентом, НГАУ и учхозом, в котором будет оговорено, кто будет отвечать за ребят на их рабочих местах. Скорее всего, это будут специально выделенные работники учхоза. Кроме того, в «Тулинском» есть жильё, где можно поселить студентов, есть сауна — всё даже лучше, чем в том отряде, в котором был я. – Чем для Вас стал «Животновод» Ваших студенческих лет? – Воспоминания об отряде остались самые приятные, потому что в своей профессиональной деятельности мне часто приходится применять практические знания. Во-первых, я очень рад, что после второго курса попал именно в учебное хозяйство, в котором очень высокие технологии. А из собственных впечатлений хочу рассказать одну историю. Когда я, уже после третьего курса, приехал на практику в хозяйство в Татарском районе, то в первый же день, прямо в обеденный перерыв, начался трудный отёл у коровы. У телёнка была подвёрнута одна передняя нога. А рядом — ни рабочих, ни дежурных, только телятница, и та растерялась: как быть, что делать? И поскольку у меня уже был опыт (в «Животноводе» я научился не только обрезать копыта и пилить рога, но и принял отёлы у полусотни коров), то сразу же попросил, чтобы мне принесли мыло и горячую воду. Выправил телёнку ногу, и отёл прошёл нормально. На второй день уже все животноводы в хозяйстве знали, что на практику приехал новый зоотехник, который всё знает, всё умеет. И ко мне пошли за советами. Авторитет поднялся мгновенно. Не будь у меня этой учхозовской школы, через которую я прошёл, я бы просто растерялся и тоже не знал, что делать. Вот такой случай был у меня в жизни, и спасибо отряду «Животновод». Разговор о перспективах отряда «Животновод» и студенческих практиках |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |