№5, 2006 г. (страница 12)

ФГТ СТАЗР НСО
Честно признаюсь: название придумала не я! Просто именно так сейчас называются станции защиты растений. Теперь их название звучит гордо — Федеральная государственная территориальная станция защиты растений. А хочу я вам рассказать про ту, что находится у нас в городе. Интересна она не только тем, что на ней работают выпускники НГАУ, но и тем, что она защищает. Пожалуй, это ключевое слово. Ведь, как говорит декан моего факультета Вера Павловна: «Зачем война? Достаточно выпустить вредителей полей!» Так что именно туда, на СТАЗР, погрузившись в два автобуса, поехал третий курс факультета защиты растений в одну холодную пятницу.
Итак, СТАЗР — небольшое двухэтажное здание на краю Ленинского района, на такой забавной остановке, именующейся «Теплицы». Нас завели в небольшой конференц-зал, где коротенько рассказали историю станции, поведали о её работе и о составе. А затем повели, поделив на две группы, на экскурсию по зданию. Сразу скажу: впечатлений было много, так же как и восторга. Словно у первоклашек, впервые попавших в зоопарк: всё, что не вызывало опасения за свою жизнь, было потрогано, и его строение тут же детально узнано. Просто группа разведчиков какая-то! Со стороны все это выглядело, наверно, очень забавно: «Это что? А это? А вот это — большое и коричневое — с чем-то круглым?!» — «А-а, это! Мельница крупного и мелкого помола». — «Да-а? А что это — бесцветное и длинненькое? Пестицид?» — «Да нет, это «кипелки», чтобы жидкость при кипении не выливалась!»). И так далее. Здание станции оказалось маленьким и очень уютным, с
  такими же маленькими и уютными помещениями, заставленными различными приборами и лабораторной посудой. Люди ходят в белых халатах, и в самом здании висит этот странный, не передаваемый запах — смесь запаха больницы, химических реактивов из лаборатории, пыли, что обитает в зернохранилище, работающих приборов, таких, как старые компьютеры и самописцы — неуловимый аромат, преследующий всякую исследовательскую деятельность.
На первом этаже — лаборатория биометода (здесь выращиваются его «агенты» — различные грибы, насекомые-энтомофаги и акарифаги). Студенты с радостными воплями тут же кинулись в пустые лаборатории, с интересом тыкая пальцами в различные банки и колбы, живо интересуясь их содержимым. Не остались без внимания и бокс с автоклавами (кажется, возле одного из них тихо решался вопрос: «Кого будем автоклавировать?»… впрочем, кандидат исчез из помещения уже на второй секунде).

Второй этаж занимает контрольно-токсилогическая лаборатория, следящая за качеством обработки пестицидами, за содержанием остаточных ядовитых веществ в продукции. Именно сюда из районов поступает зерно для анализа. Не знаю как вам, а мне всегда было интересно, как же это выглядит — зерно, свозимое со всех районов. А оно, как ни забавно, лежит в коридоре в маленьких подписанных мешочках. А сами лаборатории заставлены различными приборами, устройствами и посудой — чистой и с реактивами. Нам даже дали понажимать на кнопочки (что ещё нужно для счастья студенту?). А на одном из самописцев я даже
 


обнаружила анализ содержания ядовитого вещества в бананах. Ух! Ведь контрольно-токсилогическая лаборатория занимается еще и тем, что следит за различными продуктами, ввозимыми в Новосибирск. Вдруг в них остались опасные фумиганты? Тут же отслеживается, какие пестициды ввозятся в нашу область, разрешены они или нет. Ведь многие ядовитые вещества приходят к потребителю без каких-либо обозначений.
На том же этаже располагается агрономический отдел, работающий с фирмами — производителями пестицидов. Отдел составляет отчет об объёме используемых в области пестицидов, количестве запрещённых и изъятых препаратов, рассчитывает норму необходимых ядохимикатов на текущий год, составляет прогноз о вспышках вредителей. Всё это печатается небольшими книжечками и рассылается по хозяйствам, их получают и крупные частные землепользователи. В прочем, на станцию приходят и простые дачники с просьбой о помощи, и здесь никому не отказывают.
В общем, огромная работа СТАЗР заключается в следующем: мониторинг за вредителями, сорняками и возбудителями болезней; анализ пищевых продуктов и химических средств защиты; биозащита растений; обеспечение землепользователей пестицидами и составление прогнозов на каждый год. И это всё — в маленьком неприметном здании! И люди, похоже, здесь работают добрые и отзывчивые, с золотыми сердцами. Все-таки, наверное, это чудесно — работать на СТАЗР.

Надежда Василенко, 531гр.,
корр. «Вестника»

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20