№5, 2006 г. (страница 6)

«ДОРОГО ЯИЧКО…»   ИЗ ЛИТЕРАТУРНОЙ
СТРАНИЧКИ «ВЕСТНИКА»
Во славу Пасхи в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник обмениваться ими, троекратно целуясь при этом со словами приветствия: «Христос воскресе!» Неотъемлемым атрибутом христианской Пасхи является крашеное яичко, которое имеет легендарную историю, связанную в первую очередь с событиями на Голгофе. В одной легенде, например, рассказывается, что кровь из ран распятого Христа стекала на лежавшие под крестом круглые камешки, и превратились потом эти камешки в красные яйца. Другое предание гласит, что пасхальные яйца — это чудесным образом изменившиеся слёзы Богоматери, плакавшей у ног распятого на кресте сына.
Принято считать, что яйцо является символом жизни, а красный цвет олицетворяет спасение человечества через кровь Христову. В яйце теплится новая жизнь, она есть «зерно», «семя» обновления. Освящённое яйцо, ныне, как и встарь, полагается съесть первым, придя от заутрени. Яйца всех цветов радуги раздаривают соседям, родным, нищим — кому придётся. По поверью, яйцо, будучи великим символом воскресения, чего только не умело, о чём только не радело. Например, в Ярославской губернии считалось, что пасхальные яйца могут тушить пожары. Потому их хранили за иконами в красном углу, а чуть только где начинался пожар, сразу хватали их и бежали с ними к горящей избе — кидать в огонь. Пасхальным яйцам приписывали лечебные свойства: ими лечились от любых болезней, а настоянной на яйцах водой умывались в пасхальную ночь. Воду потом выливали, а яйцом гладили щёки, чтобы стать красивее и здоровее.
После зимних холодов наступал праздник — первый выгон скотины в поле. Ведь застоялась матушка-кормилица в хлеву. Корову гладили по хребту яйцом, чтобы не болела, и шерсть гладкой росла. С крашеным яйцом выходили искать заблудившийся в лесу скот — и, что самое интересное, находили.
 

Яйцо — штука загадочная. Как верно выразилась писательница Надежда Лохвицкая (Тэффи), «к ему в нутро не залезешь». Оно — словно таинственная нить, что связывает воедино землю и небо, оно — символ воскресения новой жизни. А жизнь, по древнему народному верованию, никогда не прекращается, не убывает. А если и убывает на время, то восстанавливается потом. Плавно течёт она к своему увяданию, а потом набирает сил и выходит из-под земли весёлая, нарядная, в весеннем уборе.
Потому и ходили (и до сей поры ходят) люди на кладбище сразу после Пасхи (на девятый день, называемый Радоницей) «похристосоваться» с родными покойными, поделиться с ними радостью Воскресения, оставляя на их могилах крашеные пасхальные яйца.
Катание яиц ещё сто лет назад было одной из любимых пасхальных мистерий: их катали с бугорков и пригорков, чтобы оплодотворить землю, катали по озими в поле, чтобы урожай был хорош, катали и по могилам умерших близких, как бы приглашая на пир. Пиром была трапеза у могилы, и она символизировала нераздельную жизнь всего мира — ведь все живы, все на пиру вместе. Потом по обычаю яйца либо зарывали, либо крошили птицам. В конце трапезы просили прощения, если что не так: «Не поминайте лихом! Чем хата богата, тем и рада!»
Символ воскресшей души — красное пасхальное яйцо — проходит через все весенние праздники. Так, на Семик (четверг седьмой недели после Пасхи), когда празднуется окончание весенних полевых работ, девушки подбрасывали яйца вверх, «чтобы лён лучше рос». И в песне про весну пелось: «А вясна-красна, что ты вынясла? Коробей яиц, хлеба булочку». И «выносит» весна колосья, проросшие зёрна. Из смерти вырастает жизнь. Потом она снова исчезнет, заснёт — до новой Пасхи. Для живущих во времени этот круговорот неизменен. И понимая это, более зримо представляешь, что жизнь на самом деле нескончаема. И мысль эта одновременно и проста и сложна… Как и пасхальное яйцо.

Р.А. Феденко, главный библиотекарь гуманитар- ного читального зала

 

***

– Ты спасешь или погубишь?
Кто ты — ведьма или фея?
И кого скорей полюбишь —
Принца или же Кощея?
– Я и добрая, и злая.
Я и ангел, и химера.
Сердце, чувствами пылая,
Никогда не знает меры.
В чем я — в чёрном или в белом?
Чем живу? О чем мечтаю?
Замечаю между делом,
Что совсем себя не знаю.
Не шагая в ногу с веком,
Кто я — до конца не зная,
Быть стараюсь человеком.
Знаю я, что я — живая.

Апрель

В апреле дни длиннее ночи,
Весна идет и лёд сметает.
Чего-то сердце хочет очень,
О чём-то вновь душа мечтает.
А если вдруг поверить в чудо?
Открыть глаза, весне ответить?
И знать: вот-вот из ниоткуда
Придёт любовь, и счастье встретить…
А это всё ведь так возможно…
Скажу и тайны не нарушу:
На самом деле так несложно
Перед весной раскрыть всю душу!

Анна Сержантова, НИИВГиС

***

Наша жизнь — это то,
что мы о ней думаем.
Наша жизнь — это наши мечты.
Наша жизнь — это путь и дорога
И ещё кое-что, немного.

***

Время — вода.
Истина — призрак.
Жизнь — суета.
Мысли — как птицы.
День пролетел,
Вечер прошел.
Как всё успеть?
Как всё обдумать?
Взвесить, решить,
Вспомнить, простить,
Как это всё
В жизнь воплотить?
Этот вопрос
Сложен и прост:
Надо идти
По теченью воды,
Быть надо необходимым —
А, значит, любимым,
Чуть суетиться,
Чуть раствориться
И оставаться свободным,
Как птица!

Зинаида Кеворкянц, ИИ

   

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20