№9, 2005 г. (страница 10)

О зубрах и газоотборниках расскажу подробнее.
Газоотборник представляет собой полый металлический цилиндр, заполненный цеолитом (что-то вроде активированного угля), и нужен он для сбора того самого эндогенного газа, обусловливающего гигантизм алтайской растительности. Ставили мы их не где попало, а в местах разлома земной коры. Для этого уходишь километров на 10–15 от Черги, ставишь газоотборник, берешь пробы грунта и образцы растительности (попутно ее определяешь) и спи-отдыхай в палатке, или еду готовь на костре, или звездами любуйся, или «за жизнь» с коллегами разговаривай, короче — РОМАНТИКА.
Теперь вернемся к нашим баранам, то есть к зубрам. Мы собирали зубриную шерсть с берез (когда зубр хочет почесаться, он трется о дерево), и вот во время нашего первого свидания с зубрами главный зубровод В.А. Попов пошутил-таки над доверчивыми студентами. Зубры паслись в сторонке. Когда каждый из нас представил себе, как он лихо скачет на зубре или гладит зубренка, и уже пошел было навстречу мечте, зубровод (тот еще шутник), ласково нас так предупреждает: «Знаете, дети, вообще-то зубр животное весьма опасное, так что вы сейчас быстренько ложитесь на землю, ползите к ним по-пластунски, сделайте фотографии и ползите назад. Ну, а если зубр побежит на вас, то или с травой сливайтесь или становитесь на четвереньки и хрюкайте; чем больше ярости будет в этом хрюке, тем больше шансов, что зубр не станет с вами связываться». Очень «обрадованная», я беру фотоаппарат в зубы (чтобы удобней ползти), мысленно прощаюсь с этим миром…и слышу довольный смех сопровождающего нас ковбоя Джо (в миру Евгений) — шутка удалась!

Елена Гарт, 633 гр.

Уточнение первое. Лучше всего о протекании экспедиции расскажут дневники студентов, в которые они ежевечерне вносили наиболее значимые события дня.

А.В. Бгатов.

Уточнение второе. Стиль авторов по возможности сохранён. «Вестник».

13 июля (из дневника Елены Сергеевой).
День приезда на Алтай, к которому я очень долго стремилась, готовилась и ждала его.
В 9 часов я увидела всех, с кем мне придется жить ближайшие две недели. Удивительно, но мне все сразу понравились. Одна мысль о том, что мне предстоит ехать 8 часов, вызывала восторг. Дорога была просто super.
Приехали мы в 17 часов. Позже состоялся праздничный ужин, так как у Александра Васильевича был день рождения. В этот вечер мы ближе познакомились между собой и сопровождающими нас преподавателями.
Ночью спали мало, весело проводили время, так как люди подобрались весьма интересные. Спали в палатке на свежем воздухе — просто здорово!
14 июля (из дневника Татьяны Фарафоновой).
8:00. Подъем.
9:00. Завтрак
9:30. Инструктаж руководителя А.В. Бгатова. Были организованы две группы с целью сбора эндогенного газа и растений. Во главе нашей первой группы — Евгений Евдокимов. Идти нужно в посёлок Камлак. Вторая группа во главе с Анатолием Амзоровым должна совершить поход в Актай.
13:00. Добрались до Камлака и далее — выше по ручью.
15:00. Обустроились.
16:00. Поставили газоотборники (суточный по сбору газа из почвы, суточный по сбору газа из воздуха, а также первый из трех 8-часовых).
20:00. Сбор растений.

00:00. Поменяли первый 8-часовой газоотборник на второй такой же.
00:30. Отбой.
15 июля (из дневника Марии Волошиной)
8:00. Заменили второй 8-часовой газоотборник на третий.
10:00. Подъем, водные процедуры.
11:00. Разожгли костер, приготовили завтрак.
12:00. Переждали дождь (сон-час).
13:30. Закончили собирать растения и начали их определять.
16:00. Сняли все газоотборники и стали собираться в обратный путь. Собрали палатку, мусор, затушили костер и отправились в Камлак.
В 18:00 из Камлака отправились в Чергу. На полдороге были встречены Александром Васильевичем и Алексеем Феликсовичем.
21:00. Ужин.
21:30. Собрание, на котором были даны указания на следующий день; меня назначили дежурной.
22:00. Приготовления ко сну. Сон.
16 июля (из дневника Наталии Батеневой-Грачевой).
Проснулись в 8:00, позавтракали. Часть ребят отправилась на сыроварню. Я, Евгений Кунц, Елена Гарт и Анатолий Амзоров — на гору, ставить газоотборники. Гора была достаточно необычной, так как растительности на ней было мало. Во впадинах горы участки с бурной растительностью чередовались с участками, на которых растительности практически не было. Мы поставили по два газоотборника в двух местах, указанных выше (первый в 12:05, второй — в 12:20). Вернувшись из экспедиции, пообедали и отправились в новую экспедицию.
16 июля, продолжение (из дневника Елены Гарт).
Идем в зубрятник. Два часа в пути (с 15:30 до 17:30) — и мы все там. Теперь по нарастающей:
Осматриваемся.
Зубры: мы их видим! Одиннадцать зубров мирно гуляют по лесопарку, на нас — ноль внимания. А нам того и надо — устроили им фотосессию.