Содержание госпрограммы:

 

ПАСПОРТ
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

Наименование Программы Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
Дата принятия решения о разработке Программы наименование и номер соответствующего нормативного акта) Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Государственный заказчик Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Основные исполнители Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Основные разработчики Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, государственное научное учреждение "Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова", негосударственный некоммерческий фонд "Аналитический центр агропродовольственной экономики"
Цели Программы Основными целями Программы являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов
Задачи Программы Основными задачами Программы являются:
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Сроки реализации Программы 2008 - 2012 годы
Объемы и источники финансирования Объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет:
- за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год – 130 млрд. рублей);
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год – 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год – 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).
За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008 - 2010 годах 311 млрд. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы - улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов и уровня газификации домов природным газом – до 60 процентов;
- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 процента по отношению к 2006 году;
- привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;
- доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно готовит и опубликовывает национальный доклад о ходе и результатах реализации Программы. Экспертная комиссия, созданная в установленном порядке для оценки результатов реализации подпрограмм (направлений) Программы, составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности Программы, степени достижения целей государственной аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких подпрограмм (направлений)

 

 

I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.

Однако с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

Если в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

 

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

 

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

 

 

 

II.Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы

Целями Программы на 5-летний период являются:

 

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

 

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении № 1.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

 

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

 

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

 

К основным рискам относятся следующие:

 

 

 

III. Устойчивое развитие сельских территорий

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:

 

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры
и инженерного обустройства сельских поселений

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев начиная с 2009 года.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 250.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

 

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

 

Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008 - 2012 годы в 220 сельских населенных пунктах.

Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.

 

В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:

 

 

 

IV. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику страны и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике страны.

Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 3 процентов их объема в экономике страны. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.

Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.

 

 Поддержание почвенного плодородия

 Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Программой предусматриваются как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных указанной федеральной целевой программой.

Программой предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений. Перечень указанных объектов включается в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в рамках указанной федеральной целевой программы.

Финансирование агрохимических и противопаводковых мероприятий, реабилитации почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий на Черных землях и Кизлярских пастбищах и других мероприятий указанной федеральной целевой программы предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в процентном соотношении 13:20:67 соответственно.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 гектар посевных площадей, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 Создание системы государственного информационного
обеспечения в сфере сельского хозяйства 

Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Реализация мероприятий Программы по созданию системы информационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:

 

Разработка и применение нормативно-технических и методических документов позволит систематизировать данные, повысить оперативность их обработки, устранить дублирование информации и несовместимость данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным видам информации, а также создать условия для широкого распространения и использования средств системы информационного обеспечения при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в сфере сельского хозяйства.

В рамках опытно-конструкторских работ предполагается провести техническое и рабочее проектирование составных частей и системы в целом.

На основании разработанной проектной документации должна быть сформирована материально-техническая база системы информационного обеспечения, а также проведена ее отработка, опытная эксплуатация и внедрение.

 

В рамках мероприятий по отработке и опытной эксплуатации, а также внедрению системы информационного обеспечения будет производиться:

 

Указанные мероприятия по организации функционирования системы информационного обеспечения должны финансироваться в рамках мероприятий Программы.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008 - 2010 годы)", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно и дополнительных мероприятий, направленных на создание системы дистанционного мониторинга земель, предусматривается осуществление мероприятий Программы по формированию государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства. 

 

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства 

Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Развитие учебно-методических центров предусматривается осуществлять путем реализации следующих мероприятий:

 

Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики 

Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.

 

 

 

V. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база России должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13 процентов.

Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить не менее 10 - 15 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям регионов.

Развитие подотраслей растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 годах должна вырасти на 14 процентов по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 центнера с гектара.

 

Приоритетное развитие животноводства

Увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 32,9 процента по отношению к 2006 году, при этом ежегодный рост индекса производства продукции животноводства начиная с 2009 года должен составить не менее 5 процентов. Вместе с тем объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно достигнет 11,4 млн. тонн, что составит 42,9 процента. К 2012 году производство молока достигнет 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 процента.

 

Поддержка племенного животноводства

Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

 

Указанные субсидии предполагается предоставлять при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным, исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на племенное животноводство:

 

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.

 

Развитие северного оленеводства и табунного коневодства

Целями осуществления мероприятий по развитию северного оленеводства и табунного коневодства являются сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, непригодных для других видов сельскохозяйственных животных, а также увеличение производства продукции коневодства и оленеводства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по стабилизации поголовья северных оленей на уровне 1 миллиона голов, а также роста поголовья мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну голову животных, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 

Развитие овцеводства и козоводства

Целями осуществления мероприятий по развитию овцеводства и козоводства являются сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве.

Для достижения поставленных целей необходимо увеличение маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание маточного поголовья овец и коз сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну голову овцематки и козоматки, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 

Проведение противоэпизоотических мероприятий

Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 

Финансирование разработок методов диагностики и новых средств борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, а также методов защиты от заноса возбудителей с территорий других государств будет осуществляться на основе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза.

 

Развитие приоритетных отраслей растениеводства

В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льна, рапса и кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закладку многолетних насаждений.

 

Поддержка элитного семеноводства

Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности зерновых, зернобобовых, риса, кукурузы, сои, сахарной свеклы, картофеля, клевера и люцерны, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Целями осуществления мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются повышение объемов производства животноводческой продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и включение низкопродуктивных пашен в сельскохозяйственное производство.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

создание собственной кормовой базы животноводства путем обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме личных подсобных хозяйств) семенами сельскохозяйственных культур;

увеличение производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на завоз семян для выращивания однолетних и многолетних трав, зерновых и зернобобовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых не производятся семена по природно-климатическим условиям, по ставке не более 80 процентов затрат на приобретение с учетом доставки, производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 10 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 

Развитие производства льна

Целью осуществления мероприятий по развитию производства льна является создание отечественной конкурентоспособной сырьевой базы.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации:

 

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение современной техники по выращиванию и уборке льна-долгунца, нового высокотехнологичного и современного оборудования для предприятий по первичной обработке льна.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие льняного комплекса России на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по развитию производства льна.

 

Производство рапса

Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса в целях обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):

 

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Финансирование создания новых специальных технических средств, современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов рапса и сурепицы, а также зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса будет осуществляться на основе разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по производству рапса.

 

Закладка многолетних насаждений

Целями осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений являются стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности - сырьем, а также создание условий для развития виноградарства и садоводства.

 Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющими площади плодовых насаждений и виноградников на начало текущего года не менее 50 гектаров, садов интенсивного типа, хмельников - не менее 2 гектаров, питомников - не менее 3 гектаров, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 10 гектаров при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на один гектар на закладку и работ по уходу за многолетними насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по развитию производства винограда.

Поддержка экономически значимых программ
развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

Целью осуществления мероприятий по поддержке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации является социально-экономическое развитие сельских территорий в субъектах Российской Федерации за счет реализации региональных программ развития сельского хозяйства, имеющих экономическое значение с учетом особенностей региона (далее - региональные программы).

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 Средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку экономически значимых региональных программ, предполагается предоставлять на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших целевую комплексную программу развития отдельной подотрасли сельского хозяйства, подготовленную с учетом Программы, на реализацию следующих мероприятий:

 

Экономически значимые региональные программы не должны дублировать мероприятия Программы.

 Региональные программы, на реализацию и поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, предполагается отбирать исходя из следующих критериев:

 Региональным программам, прошедшим в установленном порядке отбор, предусматривается выделение средств в течение периода их действия.

 

 

 

VI. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

В 2008 - 2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:

 

За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов.

 

Повышение доступности кредитов

Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах двух третьих, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять при условии финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам и займам, оформленным после 1 января 2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

 

Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):

 

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе

Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.

 Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

 Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается предоставлять субъектам Российской Федерации на условиях их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Указанные субсидии предоставляются в размере не менее 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов):

 для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:

для крестьянских (фермерских) хозяйств:

для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

 Реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе будет осуществляться в том числе посредством предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк". В этих целях предусматривается осуществить увеличение уставного капитала указанного акционерного общества.

Кроме того, государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять на условиях их финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., - в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

Предполагается, что субъекты Российской Федерации будут привлекать кредитные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации для оформления крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), а также для формирования пакета документов, необходимых для предоставления указанным заемщикам субсидий.

 

Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.

В целях осуществления поддержки мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в размере двух третьих, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета будет осуществляться на условиях финансирования расходов за счет средств субъектов Российской Федерации в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет.

Также предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.

 

Снижение рисков в сельском хозяйстве

Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения 40 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.

Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля и чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье и переувлажнение почвы).

Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета предполагается осуществлять на условиях финансирования расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, которое должно составлять не менее 10 процентов затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования.

 

 

VII. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов. 

 

Рынок зерна

 Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;
  • увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

 Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы. 

 

Рынок мяса 

Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. 

Рынок сахара

 Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка сахара является обеспечение дальнейшего роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • обеспечение роста доли сахара, произведенного из российской сахарной свеклы, на внутреннем рынке;
  • создание условий для привлечения инвестиций в свеклосахарный сектор.

 Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения сахара в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования импорта сахара-сырца и сахара белого.

 

 

VIII. Ресурсное обеспечение Программы и основные

Общий объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей, в том числе:

  • в 2008 году - 76,3 млрд. рублей;
  • в 2009 году - 100 млрд. рублей;
  • в 2010 году - 120 млрд. рублей;
  • в 2011 году - 125 млрд. рублей;
  • в 2012 году - 130 млрд. рублей.

Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации приведены в приложении № 2.

Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в приложении № 3.

 

IX. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами, уполномоченными на такую деятельность высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, которые должны предусматривать обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств, а также по выполнению субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы.

Органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать с участниками мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации соглашения о комплексном участии в Программе, которые должны будут предусматривать предоставление государственной поддержки на приобретение удобрений, семян и современной сельскохозяйственной техники в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы, с целью достижения конечных результатов, предусмотренных в региональных программах.

Начиная с 2009 года участие средств федерального бюджета в финансировании мероприятий, предусмотренных в Программе, будет осуществляться исходя из уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев.

Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

X. Мониторинг осуществления Программы и оценка ее эффективности

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно до 15 мая готовит и публикует национальный доклад о ходе и результатах реализации Программы. В национальном докладе дается оценка хода реализации Программы за прошедший год ее реализации в целом и по ее подпрограммам (направлениям).

По каждой подпрограмме (направлению) анализируется выполнение намеченных задач, достижение запланированных показателей (индикаторов) и эффективность использования бюджетных средств.

Национальный доклад представляется в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, а после утверждения направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" создается экспертная комиссия, которая ежегодно составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности по каждой подпрограмме (направлению) Программы, степень достижения целей государственной аграрной политики и рекомендации об изменении таких подпрограмм (направлений).

Заключение экспертной комиссии направляется в органы государственной власти Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Государственной программе развития
сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия (2008 - 2012 годы)

 

Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы

 

  ПоказателиЕдиница измерения2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1
2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ " ‾ 104,8 105,1 105,1 105 105,1
3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ " ‾ 102,9 102,8 103,1 103,1 103,1
4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства ‾ " ‾ 115 110,6 110,2 108,5 107,1
5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на члена хозяйства в месяц 7085 8928 10388 11121 11821
6. Доля российского производства в формировании ресурсов:
  мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) процентов 61,1 63,5 65,7 68,1 69,6
  молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) ‾ " ‾ 78,3 79,2 79,9 80,4 81,1
7. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
  тракторы ‾ " ‾ 5,2 6,6 8 9,2 10,3
  комбайны зерноуборочные ‾ " ‾ 7,4 8,6 10,4 11,5 13
  комбайны кормоуборочные ‾ " ‾ 11,8 12,8 12,4 12 11,6
8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168
9. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Государственной программе развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы)

 

Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы) по подпрограммам (направлениям)

  

    2008 год (млн. руб) 2009 год (млн. руб) 2010 год (млн. руб) 2011 год (млн. руб) 2012 год (млн. руб)
I. Устойчивое развитие сельских территорий
1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений - всего 7 335,4 17 913,1 23 942,9 28 362,2 30 040
  в том числе:  
- мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования - всего 4 500 10 359 12 913 16 277,9 17 469,5
- из них мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2504,3 5709,1 7382,5 9567,6 10379,7
- мероприятия по развитию водоснабжения 1000 3 151,1 5 367,6 5 764,7 6 059
- мероприятия по развитию газификации 1 232,6 2 346,7 2 962,9 3 439,5 3 612,5
- другие мероприятия 602,8 2 056,3 2 699,4 2 880,1 2 899
2. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов   1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240
  Всего по разделу I 7 335,4 19 027 25 123,6 29 601,9 31 280
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
3. Поддержание почвенного плодородия - всего 8 174,4 10 667,3 11 404,4 12 195,9 12 982,5
  в том числе:  
- капитальные вложения, предусмотренные на строительство, реконструкцию и восстановление мелиоративных систем 5 006,1 5 835 5 810,2 5 700,9 6 035,5
- прочие расходы - всего 3 139,3 4 802,3 5 559,2 6 455 6 911
из них:  
- субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений 2300 3400 4120 4950 5400
- противопаводковые мероприятия 486,6 698,1 707 750 740
- реабилитация почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС 167,1 176,2 183,3 190 195
- мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах 82 115,2 127,4 130 136
- агролесомелиоративные мероприятия и фитомелиоративные мероприятия на Черных землях и Кизлярских пастбищах 38,6 347,8 356,5 370 375
- мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования 65 65 65 65 65
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 29 30 35 40 36
4. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - всего 572,2 1 002,2 1 021,2 1 050,1 874
  в том числе:  
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 212,9 178,3 108,9 90,1 110
- капитальные вложения в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы 224,8 496,5 549,3 565 345
- мероприятия в области сельскохозяйственного производства 134,5 327,4 363 395 419
5. Развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства 816,5 947,3 1 055,4 1 113,5 1 168,6
6. Участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики 300 300 300 300 300
  Всего по разделу II 9 863,1 12 916,8 13 781 14 659,5 15 325,1
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
7. Приоритетное развитие животноводства - всего 10 583,8 10 291,05 8 680,3 8 813,6 9 153,8
  в том числе:  
- мероприятия по поддержке племенного животноводства - всего 6 698,4 6 077,2 4 420,6 4 807,5 5 115,6
из них:          
- субсидии на поддержку племенного животноводства 2 698,4 4 077,2 4 420,6 4 807,5 5 115,6
- взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг" 4 000 2 000      
- мероприятия по развитию северного оленеводства и мясного табунного коневодства 278,2 283,7 287,3 296,1 311,2
- мероприятия по развитию овцеводства и козоводства 610 624 638 653 670
- мероприятия по проведению противоэпизоотических мероприятий - всего 2 997,2 3 306,15 3 334,4 3 057 3 057
- в том числе мероприятия по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза 462,2 489,2 517 240 240
8. Развитие отраслей растениеводства - всего 3 149,41 4 121,42 4 429,85 4 559,2 4 885,3
  - в том числе меры по поддержке элитного семеноводства 477,4 484,9 490,3 513,2 538,3
- меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 400 1 000 1 000 1 000 1 000
- меры по развитию производства льна - всего 655,26 634,76 595,86 542 570
из них:  
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение оборудования 22,67 16,40 13,73 12,6 13,12
- субсидирование части затрат на приобретение элитных семян 22,76 23,99 25,29 22,9 24,09
- субсидирование производства льна 231 258 288 262 275,62
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 23,46 22,31 22,02 20,1 21,13
- государственные капитальные вложения 355,37 314,06 246,82 224,4 236,04
- мероприятия по производству рапса - всего 656,2 810,2 975,7 1 025 1 100
из них:  
- субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам 275 275 275 252,78 158,62
- компенсация части затрат на приобретение средств химизации 282,8 416,3 559,1 617,92 779,38
- субсидирование части затрат на приобретение элитных семян 55,4 73,2 92,9 99,3 106,7
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 43 45,7 48,7 55 55,3
- меры по закладке многолетних насаждений - всего 960,55 1 191,56 1 367,99 1 479 1 677
из них:  
- субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями 351,2 570 650 725 885
- комплекс мер по развитию виноградарства - всего 609,35 621,56 717,99 754 792
в том числе:  
- субсидирование части затрат на закладку и уход за виноградниками 563,6 564,5 658,1 691 726,1
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 40,83 47,53 46,68 49 51,4
- субсидирование уплаты процентов по кредитам 4,92 9,53 13,21 14 14,5
9. Поддержка экономически значимых региональных программ - 1 000 1 000 1 000 1 000
  Всего по разделу III 13 733,21 15 412,47 14 110,15 14 372,8 15 039,1
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
10. Повышение доступности кредитов - всего 22826,7 31 096,43 38 445,05 40 238,4 40 537,1
  в том числе:  
- субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) 6000 9 000 10 000 10 500 11 025
- субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам 16 826,7 22 096,43 28 445,05 29 738,4 29 512,1
11. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе - всего 11 327,2 7 327,2 8 027,2 8 400 8 770
  в том числе:  
- субсидирование процентов по кредитам (займам) 5 627,2 6 327,2 7 027,2 7 400 7 770
- увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" 5 700 1 000 1 000 1 000 1 000
12. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства - всего 6 450 7 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4
  в том числе:  
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентных ставок 2 450 5 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4
- взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг" 4 000 2 000      
13. Снижение рисков в сельском хозяйстве 3 400 5 500 10 700 6 000 6 000
  Всего по разделу IV 44 003,9 51 283,73 65 622,25 64 935,8 66 854,5
V. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
14. Проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов 1360 1360 1363 1430 1501,3
  Всего по разделу V 1 360 1 360 1 363 1 430 1 501,3
ИТОГО по Программе 76 295,61 100 000 120 000 125 000 130 000

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Государственной программе развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы)

 

Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы)

 

  Единица измерения2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
I. Устойчивое развитие сельских территорий
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений
1. Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов - всего тыс. кв. м 1489,2 2861 3325,9 3963,2 4039,1
  в том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе ‾ " ‾ 647,1 1212,1 1482,4 1832,9 1890,7
2. Обеспеченность сельского населения питьевой водой процентов 45,9 49,4 54,9 60,7 66,3
3. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом ‾ " ‾ 43,6 47,1 51 55,5 59,9
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Поддержание почвенного плодородия
4. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий млн. га 0,7 0,8 0,9 1 1,1
5. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления ‾ " ‾ 19,5 25,5 25,5 27,5 29,7
6. Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания тыс. га 45 94 120 125 126
7. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС ‾ " ‾ 5 6 7 8 9
8. Внесение минеральных удобрений млн. тонн действующего вещества 2 2,2 2,5 2,7 3
Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
9. Доля региональных органов управления агропромышленным комплексом, использующих функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения процентов 30 65 95 95 95
10. Доля органов управления агропромышленным комплексом муниципальных районов, использующих функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения ‾ " ‾ - 24 48 72 95
11. Количество регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде штук 42 60 80 86 86
Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства
12. Количество оказанных услуг тысяч 450 564 678 792 900
13. Количество региональных центров по оказанию консультационной помощи единиц 56 60 64 67 70
14. Количество консультантов региональных центров по оказанию консультационной помощи человек 2500 2900 3500 4000 4900
15. Количество руководителей сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года ‾ " ‾ 4040 4300 4550 4800 5050
Участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики
16. Привлечение союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей к формированию и реализации государственной аграрной политики единиц 32 35 38 41 44
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Развитие животноводства
17. Производство скота и птицы (в живом весе) тыс. тонн 8950 9520 10100 10750 11400
18. Производство молока ‾ " ‾ 33000 34000 35000 36000 37000
Поддержка племенного животноводства
19. Прирост реализации племенного молодняка условных голов в процентах к предыдущему году 15,2 15,4 15 15 15
20. Удельный вес племенного скота в общем поголовье ‾ " ‾ 8,3 9,2 10,1 12 13,1
21. Поставка племенного скота открытым акционерным обществом "Росагролизинг" тыс. голов 50 30 30 30 30
22. Поставка открытым акционерным обществом "Росагролизинг" оборудования для животноводства тыс. ското- мест 65 65 65 65 65
Развитие северного оленеводства и табунного коневодства
23. Поголовье северных оленей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года тыс. голов 940 960 970 999 1052
24. Поголовье маралов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года тыс.голов 70 72 75 78 80
25. Поголовье мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года ‾ " ‾ 130 131 135 140 145
Развитие овцеводства и козоводства
26. Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года тыс. голов 6210 6260 6370 6530 6700
Проведение противоэпизоотических мероприятий
27. Уровень заболеваемости животных гиподерматозом процентов 25,5 15 - - -
28. Количество субъектов Российской Федерации, использующих методы ранней диагностики заболевания (нарастающим итогом) процентов 5 25 85 85 85
Развитие отраслей растениеводства
Поддержка элитного семеноводства
29. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов процентов 8 10 12 14 15
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
30. Площадь посева тыс. га 217 511 485 462 444
31. Потребность в семенах тыс. тонн 45,5 107,3 101,9 97,1 93,3
Развитие производства льна
32. Валовой сбор семян льна-долгунца тыс. тонн 27,5 34,5 36,7 40 45
33. Валовой сбор льноволокна ‾ " ‾ 77 86 96 107 120
34. Урожайность льна-долгунца (волокна) ц/га 7 7,4 8 8,5 9,2
Производство рапса
35. Посевная площадь рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий тыс. га 800 1000 1300 1500 2000
36. Валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 960 1300 1680 2175 3000
37. Урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий ц/га 12 13 14 14,5 15
Закладка многолетних насаждений
38. Площадь закладки многолетних насаждений тыс. га 7,9 8,7 9,4 10,2 11
39. Площадь закладки под виноградники ‾ " ‾ 9,2 10,3 10,4 8,7 8,9
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Повышение доступности кредитов
40. Объем субсидируемых кредитов (займов) - всего в том числе: млрд. рублей 200 241,1 290 308 316,4
  краткосрочные ‾ " ‾ 120 149,4 150 168 176,4
  инвестиционные млрд. рублей 80 91,7 140 140 140
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
41. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности млрд. рублей 30 35 35 35 35
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства
42. Приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей:            
  тракторы тыс. штук 23 29 35 41 48
  комбайны зерноуборочные ‾ " ‾ 7,9 9 11 12,5 15
  комбайны кормоуборочные ‾ " ‾ 3 3,5 3,5 3,5 3,5
43. Объемы привлеченных кредитов млрд. руб. 49 46,5 59,8 50 50
Снижение рисков в сельском хозяйстве
44. Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади процентов 25 29 32 35 40
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Рынок зерна
45. Реализация зерна хозяйствами всех категорий млн. тонн 49,9 51,2 52,7 54,3 56
46. Объем залоговых операций с зерном ‾ " ‾ 0,1 0,53 0,72 0,9 14
47. Экспорт зерна ‾ " ‾ 9 13 14 15 15
Рынок мяса
48. Удельный вес импорта в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов процентов 34 34 33 32 30
Рынок сахара
49. Доля сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме производства сахара-песка процентов 61 63 64 65 67