
И
Задание 1. Дайте определения следующих понятий и категорий:
− рыночная структура;
− совершенная конкуренция;
− коэффициент Лернера;
− коэффициент Херфиндаля – Хиршмана;
− чистая монополия;
− естественная монополия;
− ценовая дискриминация;
− олигополия;
− модель Курно;
− монополистическая конкуренция;
− неценовая конкуренция;
− ценовое лидерство;
− несовершенная конкуренция.
Задание 2. Оцените утверждения (верно – неверно):
1. Конкуренция выгодна только потребителям, а производителям она не нужна.
2. В рекламе не нуждается только монополист.
3. В условиях рыночной экономики государство не должно ограничивать цены и тарифы монополиста.
4. Самая низкая цена может быть в условиях совершенной конкуренции.
5. Монополистом может быть только очень крупная фирма.
6. Самая дорогостоящая реклама финансируется олигополиями.
7. Олигополии конкурируют на качестве товаров, а не на цене.
Задание 3. К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке.

Задача 1. В отрасли функционируют 6 фирм, рыночная доля каждой составляет соответственно 20, 30, 16, 12, 20, 2 %. Рассчитайте индекс Херфиндаля – Хиршмана для этих фирм. Сделайте соответствующие выводы.
Задача 2. На рынке товара действуют 14 фирм. Доля фирмы 1 составляет 15 %, фирмы 2 – 10 %, фирм 3, 4, 5, 6 – по 8 %, фирм 7, 8, 9, 10, 11 – по 6 %, фирм 12, 13 – по 5 %, фирмы 14 – 3 %.
Рассчитайте индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI) для этих 14 фирм. Если фирмы 2 и 3 решат объединиться, позволит ли это государство? (Слияние разрешается, если HHI не превышает 1900)
Задача 3. На рынке действуют 100 фирм. На долю одной из них приходится 90,1 % объема продаж, а доля каждой из остальных 99 фирм составляет по 0,1 % от общего объема продаж. Рассчитайте индекс Херфиндаля – Хиршмана.
Эссе 1. Если конкурентная фирма удваивает количество проданной продукции, что происходит с ценой на ее товары и ее валовым доходом? Рассмотрите на примере.
Эссе 2. Является ли кривая рыночного предложения более эластичной в краткосрочном или долгосрочном периоде? Поясните свой ответ.
Эссе 3. Приведите примеры ценовой дискриминации. Объясните, почему монополист выбирает следование этой бизнес-стратегии.

|