Юридический факультет
Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся.
Толстой Л.Н.
Мы живем с вами в совершенно новой России. Возможных моделей развития нашей страны в XXI веке не так уж и мало. Сказать, что сегодня сложное время – означает почти ничего не сказать. Мы ищем ответы на новые вопросы, связанные с пониманием нового направления развития Российского государства, его устройства, стабильности, устойчивости и безопасности. Вся Россия находится в поисках будущего. В современной России много негатива, который мы, возможно, преувеличиваем, неспособные понять, куда исчезло даже то скромное благополучие, которое еще недавно так легко давалось.
Утвержденные Конституцией гражданские свободы – это и огромная гражданская ответственность. Для многих людей еще непонятны и непрозрачны те события, что мы видим и слышим. И для них невозможно уяснить из дел и речей суть происходящего. Эта туманность перспектив развития страны – вероятно, самое разочаровывающее в новой России. Уступая царской и советской России в сакральном величии и в способности поддерживать порядок, демократическая Россия тем не менее гордится ясностью постановки общественных задач и, следовательно, возможностью для всех граждан сознательно участвовать в их решении. Мы говорим о роли новых технологий, в том числе в образовательном процессе, в формировании тех ценностей и практических навыков, которые требует от нас наступившая эпоха.
Время дилетантов прошло. Законодатель, как хирург, должен быть профессионалом. Легковесный подход к юриспруденции и ко всему, что с нею связано, канул в Лету. Было время, когда в правоохранительных органах было побольше рабочих и поменьше юристов.
Сегодня перед высшей школой стоят вопросы: каким критериям должен соответствовать современный юрист? Какие условия надо создать в учебном заведении, чтобы они отвечали требованиям нового времени?
Мы должны подготовить новое поколение юристов, с новым юридическим мировоззрением, способных творчески работать в атмосфере диалогов культур, всевозрастающей ответственности перед страной, перед народом, перед каждым человеком. Все более возрастают потребности в обеспечении правопорядка не только в нашей стране, но и во всем мире. Возрастает роль конфедеративной власти, которая, как известно, определяет отношение государства к государству. Внешнеполитическая деятельность правового государства должна быть стабильной, от этого зависит авторитет государства и его надежность как партнера в отношении с другими государствами. Роль правопорядка весьма велика – он основа стабильности всей цивилизации.
Концепция качества образования должна учитывать, прежде всего, императивы соответствия образования социальным потребностям современного общества, его стремительной динамики. Высшие учебные заведения должны готовить юристов новой формации, с глубокой юридической культурой, мобильным юридическим мышлением и высоким морально-этическим потенциалом. От качества образования зависит социальный статус высшего учебного заведения, внутренние и внешние условия его функционирования, вопросы финансирования и многое другое.
Научная школа – это сложная иерархическая структура, причем структура разновозрастная – в ней присутствуют и учителя, и учителя учителей, и ученики, и вступающие в науку новички. Встраиваясь в научную среду, школа видоизменяет и перестраивает гораздо больше связей в этой среде, чем творец-индивид (один ученый). Отсюда ее устойчивость, ее эффективность в формировании научного потенциала юриспруденции. Ведь было же время - начало XX века, когда из-за рубежа приезжали слушать лекции по юриспруденции Новгородцева Павла Ивановича, Чичерина Бориса Николаевича и других выдающихся юристов.
Необходимо объединить усилия ученых-юристов в масштабах не только города, но и страны с целью создания научных школ по проблемам права. Руководитель научного сообщества, научной школы, Учитель с большой буквы должен, конечно же, обладать высоким научным – и не только научным! – авторитетом. То есть, он должен иметь определенный статус в науке, нестандартно мыслить, рождать новые перспективные идеи и обеспечивать их реализацию в практической деятельности. Закон должен не повторять социальные отношения, а моделировать их, поэтому законодатели должны работать на опережение, творчески отвечать потребностям социальной динамики.
Наш юридический факультет молодой, тем не менее, благодаря усилиям ректората стадию становления он уже прошел, и теперь находится на стадии развития. Хотя сделать предстоит еще многое. Главный вопрос сегодня для нас – это подготовка собственных высококвалифицированных кадров. Удовлетворение потребности общества и воплощение в жизнь тех надежд, которые оно возлагает на высшие учебные заведения, в значительной степени зависят от квалификации профессорско-преподавательского состава, уровня учебных программ и от общей инфраструктуры высшей школы. Наши преподаватели делают все возможное, чтобы воплотить в жизнь в оптимальном варианте требования Государственного образовательного стандарта. Студент, освоивший вузовский набор дисциплин, приближается к модели специалиста высокой квалификации.
Есть юридические ВУЗы, ориентированные на прокуратуру и МВД, которые осуществляют целенаправленную специализированную подготовку для своей среды. Для высшей школы, юридических факультетов, на наш взгляд, более приемлем путь подготовки специалистов широкого профиля. Во-первых, это отвечает записанному в Конституции РФ праву человека на образование. Во-вторых, отвечает требованиям профессиональной мобильности, осуществлять которую ему позволяет профессиональная подготовка. Специальность Юриспруденция затрагивает практически все сферы жизнедеятельности людей – экономику, социальную сферу, политику, духовность. Словом, весь комплекс общественных отношений, чем и объясняется сложность и многогранность спектра дисциплин, которые студент должен освоить. Помимо глубочайшего овладения теорией и правом по всем отраслям, будущему специалисту необходимо конкретное знание законодательства и практики его применения. Умение толковать нормативные акты, документы, работать с гражданином (субъектом), права которого ущемлены, и т.п. Юрист высокой квалификации должен уметь вести диалог, отстаивать позиции действующего законодательства, участвовать в разработке новых законов, быть общественным деятелем.
Не менее важной и сложной является проблема обеспечения литературой, нормативной базой, создания компьютерных классов, подключения к системе Интернет. Необходимо четко определить место практики в учебном процессе, продумать оптимальное соотношение теории с практикой. Очевидно, после прохождения практики студент должен иметь не менее одного-двух теоретических семестров, в результате чего он сможет осознанно изучить те дисциплины, которые считает для себя необходимыми.
Учет императивов соответствия высшего образования социальным потребностям отвечает основным целям и задачам образования: подготовке высокообразованных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях быстрых социальных сдвигов и информатизации общества. Основная наша программа, над которой мы работаем, – это превращение системы высшего образования в средство развития региональных общественных систем. Найти решение всех проблем директивным путем невозможно. Многие решения будет подсказывать сам ход живой жизни общества. Дело государства – ставить перед обществом реализуемые цели. И тут нам не обойтись без выращивания совершенно по-новому мыслящих и ориентирующихся людей – юридически грамотной управленческой, научной и производственной элиты.