УДК 371.3
В.А. Трифонова (Казанская АВМ им. Н.Э. Баумана)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

      Настоящее время характеризуется изменением форм организации труда, увеличением объема информации, появлением конкуренции между специалистами, стремящимися занять соответствующее своему образованию и профессиональной подготовке место работы. Все это обуславливает повышение требований к специалистам всех уровней квалификации, что в свою очередь ведет к необходимости совершенствования профессионального образования.
     Особое значение приобретают способности личности быстро ориентироваться в обстановке, адаптироваться к изменяющимся условиям, используя при этом знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, а также возможности саморазвития специалиста, причем творческого саморазвития.
     Творческое саморазвитие личности- это особый вид творческой деятельности субъект-субъективной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов "самости", среди которых системообразующими является самопознание, творческое самоопределение, творческая саморегуляция и самосовершенствование личности.
     На творческое саморазвитие личности ориентирована концепция эвристики. "Эвристика"- это наука, изучающая продуктивное творческое мышление, это сократический метод или метод эвристической беседы.
     Ценность сократического метода заключается в следующем;
     - для отыскания истины велика роль и значение искусно поставленных вопросов, которые задают стратегию творческого мышления;
     - обсуждаемая, решаемая проблема в процессе эвристической беседы разбивается на подпроблемы, тем самым снижается уровень сложности, трудности проблемы до уровня соответствующего творческим способностям студента, что позволяет ему приобщиться к решению проблемы, какой бы сложной она ни была.
     Центральная проблема эвристики как науки - это проблема активизации, интенсификации и на этой основе существенное повышение эффективности различных видов творческой деятельности.
     Предметом исследования являются цели, закономерности, принципы, методы, приемы различных видов творческой деятельности.
     Задачи эвристики для творческого саморазвития:
     -стимулировать по возможности самостоятельное овладение студентами теоретического знания;
     -обучать студентов технологии творческого саморазвития с учетом их интересов, творческих способностей и других личностных качеств.
     Необходимы новые принципы и новые стратегии деятельности. В первую очередь - это принцип приоритета практики, который реализуется через совокупность следующих правил;
     - не пренебрегайте теорией, но помните, что критерием истины является практика;
     - доводите, насколько это возможно, все идеи, замыслы до практической реализации;
     - теорию изучайте, не только для того, чтобы понять, а для того , чтобы эффективно практически применить.
     В связи с этим принципом необходимым условием совершенствования профессионального образования является формирование исследовательских умений. В системе организационных форм и методов обучения, призванных обеспечивать дальнейшее совершенствование профессионального образования важное место принадлежит самостоятельной работе. Самостоятельная работа рассматривается как одно из дидактических средств подготовки к творческому поиску.
     Основным условием эффективности самостоятельной работы, направленной на формирование исследовательских умений, является реализация ее через систему задач и заданий.
     Как можно классифицировать задачи:
     - это работы организационно-технического, репродуктивного, репродуктивно-исследовательского и исследовательского типов. При выполнении работ организационно-технического типа студенты овладевают техникой, методикой и организацией самостоятельной познавательной деятельности; при выполнении работ репродуктивного типа - умениями самостоятельного составления плана действий для решения учебно-познавательных задач; при выполнении работ исследовательского типа студенты сами разрабатывают методику решения проблемы.
     Исследования показали, что совокупность задач и заданий не должна быть случайной. Она должна представлять собой систему. При разработке системы задач и заданий для самостоятельной работы с целью формирования исследовательских умений необходимо учитывать следующие требования:
     - при построении системы задач и заданий следует учитывать специфику изучаемого предмета;
     - система задач и заданий должна сочетать в себе различные типы самостоятельных работ;
     - каждая последующая задача или задание, входящие в систему, должны быть взаимосвязаны с предыдущей задачей или заданием; система задач и заданий должна способствовать формированию глубоких, прочных знаний, профессиональных умений и навыков;
     - система задач и заданий должна строиться на основе возрастающей, познавательно - поисковой сложности их выполнения, которая достигается за счет усложнения содержания;
     - система задач и заданий должна быть максимально приближена к будущей специальности студентов;
     - система задач и заданий должна давать возможность студентам проявить свои способности и развивать их.
     В состав системы входят учебно-логические, познавательно-поисковые и исследовательские задания.
     Учебно-логические задачи необходимы. Выделяют следующие их виды:
     отбор материала по теме; группировка материала; осознание последовательности отдельных фактов и положений; выделение основного и второстепенного; сравнение и обобщение; доказательство.
     При разработке познавательно-поисковых задач выделили следующие их виды:
     - разработка структурных схем;
     - разработка и применение алгоритмов программирования учебных заданий;
     - составление тестов;
     - рецензирование статей и книг;
     - написание рефератов, докладов.
     В результате решения всех данных задач в комплексе формируются определенные исследовательские умения . Это приводит к тому, что обучающиеся начинают работать самостоятельно, в процессе чего у них реализуется аксиологическая функция культуры. Студент усваивает широкую систему норм, требований, предписаний, таких как образцы стандартных изображений и описаний, традиции культурного оформления работ и т.д.
      Нам, преподавателям необходимо постоянно учить студентов и всех учащихся учиться. Эта задача имеет два аспекта: мотивационный (развитие у студентов потребности в самореализации) и "технологический" (формирование у них соответствующих навыков и умений).
      Интересы студентов в учебном процессе определяют такое душевное состояние личности, как интеллект, эмоции и воля, которые связаны в едином избирательном процессе удовлетворения познавательной потребности.