УДК 619:618.14-002/7:636.2
С.Е. Сафронова, В.А. Напримеров (Новосибирский ГАУ)

ДЕЙСТВИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА РЕПРОДУКТИВНУЮ ФУНКЦИЮ КОРОВ

      Наиболее актуальной проблемой в животноводстве остается бесплодие крупного рогатого скота, наносящий значительный ущерб экономике хозяйств всех форм собственности. Складывается он из снижения молочной продуктивности, недополучения телят, увеличения сервис - периода, затрат на многократное непродуктивное осеменение и , как следствие, преждевременной выбраковки животных.
      Основной причиной бесплодия, на наш взгляд, остается влияние антропогенного стресса на организм животного. Так, например, В.Я. Никитин, Л.Ф. Тимченко, Б.И. Митина (2000), изучая влияние антропогенного стресса на становление половой функции телок, исследовали у них уровень кортизола, эстродиола, прогестерона, ФСГ и ЛГ в разные возрастные периоды. Опыт был поставлен в хозяйстве, где не соблюдались нормы кормления и содержания животных. Предметом исследования служила сыворотка крови, взятая у животных: новорожденных (1 - 10 дней), 5, 16, 18 и 22 - 23 месяцев. При этом отклонение от нормативных показателей в гормональном фоне регистрировали у телок всех возрастных групп. В условиях хозяйств телки достигают физиологической зрелости в 22 - 23 месячном возрасте. В этот возрастном периоде гормональный фон у телок, полученных от матерей без гормональной стимуляции, нормализуется, но отношение ФСГ к ЛГ не выдержано. У телок, полученных от матерей, прошедших гормональную обработку нарушается формирование и становление гипоталамо - гипофизарно - адренокортикоидной системы и ГГГС начавшийся в перинатальной период, не компенсируется в условиях стресса и к случному возрасту. Делая выводы, авторы пишут о том, что стрессовые факторы, влияющие на коров - матерей и их потомство, в процессе жизнедеятельности приводит к появлению 3 форм бесплодия у телок: искусственно приобретенной, алиментарной и климатической.
     Одна из причин бесплодия - неполноценные половые циклы, наиболее часто проявляющиеся в отсутствии овуляции (так называемые ановуляторные половые циклы).
      Н. И. Полянцев (2000) считал, что в возникновении ановуляции основная роль принадлежит иммунной системе. При хроническом стрессе происходит изосенсибилизация организма, возрастает активность Т- и В- лимфоцитов, плазматические клетки начинают синтезировать аутоантитела к гипофизарным гормонам. Антитела блокируют рецепторы клеток- мишеней в генеративном слое яичников, делая их рефрактерными к гонадотропинам.
      Другие авторы также считают влияние стресса на организм животного, как одну из причин возникновения послеродового эндометрита у коров, сопровождающегося нарушением сократительной функции миометрия. Предотвратить действие стрессов может антиоксидантная система организма. Одним из антиоксидантных веществ является бета - каротин. В свою очередь сокращение матки зависит от содержания каротина в крови. У коров с низким уровнем каротина и витамина А в крови отмечалась невысокая интенсивность сокращений матки, только на 5-7-ые сутки после родов постепенно возрастает интенсивность, амплитуда, продолжительность и частота сокращений. Инволюция матки зависит от ее сократительной функции, а после родов эндометрит возникает на фоне низкой активности миометрия (Р.Г. Кузмич, 2000). Такое состояние сократительной способности миометрия в начале послеродового периода предрасполагает воспалению и осложняет патогенез послеродового эндометрита. Нужно отметить и тот факт, что при этом становится невозможным оплодотворение, возникают аборты на ранней стадии беременности, нарушаются инволюционные процессы в послеродовой период.
      Изучая причины возникновения нарушений воспроизводительной функции у самок, нельзя забывать о технологии содержания животных. На наш взгляд, она должна максимально отвечать условиям жизни животных находящихся в естественной среде обитания.
     Привязное содержание, отсутствие или понижение инсоляции и моциона - это только несколько критериев, по которым современные технологии содержания далеки от естественного.
     По данным А. М Гаврикова (2000), изучавшего влияние условий содержания в послеродовой период, привязное содержание животных и содержание в боксах негативно сказывалось на воспроизводительной способности. Максимально высокими показатели воспроизводительной функции были у коров в пастбищный период. По результатам этого же автора оптимизация условий содержания и кормления коров в дородовой и послеотельный периоды, введение в рацион биологически активных веществ и применение гормонов в сочетании с простагландином, сокращает число послеродовых осложнений до 8,3%, продолжительность послеродового периода на 39 дней и повышает общую оплодотворяемость маток.
     Х. Б. Баймешевым (1999) было определено влияние моциона самок на морфогенез яичников и в целом воспроизводительную способность. Автор сообщал, что двигательная активность оказала положительное влияние на репродуктивную функцию телок. Оплодотворяемость у животных в опытных группах, получавших принудительное движение, была выше на 11,8%.
     В. Т. Самохин с соавт. (1999) изучая патологию обмена веществ у сельскохозяйственных животных в общественном животноводстве так же отмечали гиподинамию в совокупности со стрессами и вредными действиями техногенных факторов внешней среды, как одну из причин низкой продуктивности, а также патологию органов репродукции. Все эти факторы ведут к нарушению обмена веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, макро- и микроэлементов, дисбаланс питания и, соответственно, приводило к нерациональному расходованию кормов.
     На фоне нарушения обмена веществ возникают массовые незаразные болезни животных, снижаются защитные силы организма и адаптационные способности.В этой связи, как следствие, возникает иммунодефицитное состояние и среди молодняка крупного рогатого скота.
     Д.А. Девришовым, Г.Н. Печниковой и О.О. Смоленской - Суровой (1997) были изучены показатели иммунного статуса телят раннего возраста (новорожденные, 10-15 дней, 3-4 месяца), здоровых и больных бронхопневмонией и желудочно-кишечными заболеваниями. Установлен дефицит лизоцима, бактерицидной активности сыворотки крови, иммуноглобулинов, Т- и В-лимфоцитов, а также недостаточность фагоцитарной активности нейтрофилов. Выявлены первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) нарушения иммунной системы.
      Проводя исследование влияния компенсаторных факторов на защитную функцию полиморфноядерных лейкоцитов (ПЯЛ) и моноцитов у новорожденных телят, Menge С. et. al. (1998) дополнительно изучали влияние опсонинов сыворотки крови и скармливания молозива на функции фагоцитов, оценивали функциональную зрелость последних у 10 новорожденных телят через 1 - 4 часа после рождения.
     В течение 1 часа после рождения все телята были лишены молозива, тогда как 5 телят его получали только через 4 часа после рождения. Результаты анализа сравнивали с таковыми, полученными при обследовании 10 телят в возрасте 3-9 недель. В неонатальном периоде до скармливания молозива ( 1 ч после рождения) фагоцитарная активность полиморфноядерных лейкоцитов по отношению к неадсорбированным E.coli была ниже, чем у более взрослых телят. Опсонизация бактерий плазмой от 3-9 недельных телят лишь частично возмещала низкую фагоцитарную активность ПЯЛ, что указывало на изменение гуморальных и клеточных факторов, влияющих на эту активность у новорожденных телят. Наоборот, моноциты крови телят в неонатальный период проявляли повышенную фагоцитарную активность. У новорожденных телят отмечена более высокая окислительная активность ПЯЛ и моноцитов. В течение первых 4 ч жизни животных изменилась фагоцитарная активность крови. Скармливание молозива сопровождалось увеличением процента фагоцитирующих ПЯЛ и моноцитов, чего не наблюдали у телят, не получавших молозива. Окислительная активность фагоцитов с возрастом уменьшалась. Снижение этого показателя регистрировали в моноцитах телят, получавших молозиво. Исследования подтверждают, что некоторые функции фагоцитов крови являются несовершенными при рождении. но, предположительно, они компенсируются более высоким числом ПЯЛ и другими более активными защитными механизмами.
     Уровень иммунного статуса новорожденных телят напрямую зависит от качества молозива и, следовательно, от состояния молочной железы.
     Так, Н.М. Хилькевич и С.Н. Хилькевич (1999) выявили тормозящее влияние мастита на оплодотворяемость животных и функцию размножения. Исследованию было подвергнуто более 2000 коров. По данным этих же авторов, мастит у коров с клинически здоровыми гениталиями не только в период болезни, но в 1-е недели после переболевания, негативно сказывались на полноценности половых циклов и снижение оплодотворяемости самок, т. е. приводит к увеличению уровня спермоагглютининов в секрете половых путей.
     Таким образом, исследованиями перечисленных авторов еще раз подтверждается действие биологического закона о единстве организма и условий его существования. При его нарушении самим человеком могу возникать непредсказуемые последствия.