УДК 619:616-006.6:616.63:636.8
С.Ф. Мелешков, Ю.М. Гичев (ИВМ Омского ГАУ)

КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНО-КЛЕТОЧНОЙ КАРЦИНОМЫ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ У КОТА

      Из источников литературы известно, что опухоли мочевого пузыря у кошек встречаются очень редко. В мировой литературе приводится описание 14 случаев опухолей мочевого пузыря у кошек: 8 карцином, 2 папиллом, 2 лимфосарком, 1 миксомы и 1 лейомиомы (A.M.Pamukcu, 1972). Считается, что чаще других опухолей мочевого пузыря у кошек наблюдается переходно-клеточная карцинома (К.Дж. Гаскелл, 2002). Известно также, что прижизненная диагностика опухолей мочевого пузыря относительно сложная и включает как минимум проведение контрастной цистографии, эхографии и диагностической лапаротомии (N.D.Bru, I.G.Real, 1996; D.J.Chew, T.Buffington, P.Barthez, 1999; К.Дж. Гаскелл, 2002). В доступной литературе мы не нашли подробного описания симптомов и клинических признаков при сосочковой инфильтрирующей переходно-клеточной карциноме мочевого пузыря с ее гистоморфологической типизацией у котов, что и послужило поводом к написанию предлагаемой заметки.
     Обычно каждый случай острой задержки мочеиспускания у котов владельцы связывают с мочекаменной болезнью или с циститом. Не исключением оказался и 11-летний беспородный некастрированный кот белой масти. Из опроса владельцев стало известно, что кот болеет около месяца - "долго сидит в туалете". Проведенное лечение "против цистита" не дало результатов. Потеря аппетита и рвота послужили поводом для обращения за ветеринарной помощью.
     На момент исследования установлено: снижение ректальной температуры до 37,4 °С, тахикардия - свыше 140 ударов/мин без нарушения ритма, дыхание - 15 дыхательных движений/мин. Кожные покровы и слизистые оболочки конъюнктивы и склеры желтушные. Тургор кожи снижен. Пальпаторно определяется наполненный безболезненный мочевой пузырь и почки, причем левая увеличена по сравнению с правой.
     При ультразвуковом исследовании мочевого пузыря обнаружен слаш - неопределенная взвесь без признаков минерализации. Проведенная катетеризация не выявила препятствия на протяжении мочеполового канала. Отведено 115 мл мутной светло-желтой мочи, в последних порциях которой находились кровяные сгустки и гной. При микроскопии осадка мочи обнаружены эритроциты, лейкоциты, бактерии, единичные клетки пузырного эпителия. Концентрация водородных ионов мочи составляла 6,0, а плотность с поправкой на концентрацию белка равнялась 1,011. Учитывая время заболевания и характер выявленных симптомов и признаков, мы предположили, что кот страдает хроническим циститом, осложненным острой задержкой мочеиспускания. Следует отметить, что наряду с кровяными сгустками, гноем и клеточным детритом в моче при хроническом цистите могут находиться и мелкие конкременты минеральной природы, достоверная визуализация которых во многом зависит от возможностей ультразвуковой аппаратуры. Ультразвуковой датчик, которым мы проводили исследование, по техническим характеристикам способен обнаруживать камни размером свыше 2 мм. Поэтому после отведения мочи, мочевой пузырь заполнили изотоническим раствором натрия хлорида и провели его повторное ультразвуковое исследование с целью обнаружения мелких конкрементов минеральной природы. В результате повторного исследования было подтверждено наличие взвеси в полости мочевого пузыря без признаков минерализации. Полипозиционное ультразвуковое исследование мочевого пузыря позволило уточнить фиксированное расположение "взвеси" в области мочепузырного треугольника. После чего диагностический поиск был направлен на подтверждение неоплазии. После оказания симптоматического лечения, кот был оставлен в клинике для наблюдения и уточнения диагноза. В течение суток у кота наблюдались угнетение, атаксия, поллакиурия, констипация, клонические судороги, отвращение от воды и рвота. Ректальная температура равнялась 37,6 °С, пульс-свыше 140 ударов/мин, дыхание-20. После катетеризации мочевого пузыря было отведено 170 мл мутной красноватой мочи, рН которой равнялся 6,0, а удельная плотность - 1,009 .
     Тяжесть состояния кота не позволяла провести диагностическую лапаротомию, а пневмоцистография не выявила признака неоплазии - дефекта наполнения.
     Через 8 часов после проведенного осмотра кот погиб.
     В результате патологоанатомического исследования трупа в мочевом пузыре было обнаружено округлое бугристое образование, возвышающееся над слизистой оболочкой вокруг внутреннего отверстия уретры. Вход в отверстие уретры был свободный, а мочеточниковые отверстия визуально обнаружить не удалось. Большая часть слизистой оболочки мочевого пузыря внешне не изменена. Серозная оболочка на всем протяжении без признаков воспаления и неоплазии. Мочеточники на всем протяжении без особенностей. Почки различаются по размерам и массе. Правая почка меньших размеров (длина-3,53 см, ширина-2,32 см, толщина-2,0 см) чем левая (длина-4,87 см, ширина-3,31 см, 3,0). Для гистологического исследования были вырезаны кусочки измененной ткани мочевого пузыря на границе с интактной. Срезы окрашивали гематоксилин-эозином. Гистопрепараты изучали под световым микроскопом, фотографирование проводили с помощью микрофотонасадки МФН-3.
     В результате исследования установлено, что слизистая оболочка мочевого пузыря имеет атипичное строение. На всем ее протяжении типичный переходный эпителий отсутствует. Внутренняя поверхность пузыря выстлана железистоподобной тканью, состоящей из тяжей, тубулярных образований и ациноподобных структур, а также различной величины кист. Все эти элементы образованы мелкими недифференцированными клетками с гиперхромной базофильной цитоплазмой и разделены тонкими прослойками соединительной ткани и кровеносными сосудами.
     В некоторых участках от поверхностно расположенной опухоли в мышечную оболочку и в соединительную ткань серозной оболочки врастают тяжи и трубочки. Прорастание этих элементов происходит между пучками мышечных волокон, преимущественно по ходу сосудов и нервных пучков. В серозной оболочке опухолевые элементы представлены в виде гнезд различного размера и кист.
     Опухоль разрастается и в просвет пузыря, формируя различного размера сосочки, имеющие такое же строение. В сосочках наиболее выражены процессы некроза, сопровождающиеся воспалительной реакцией (гнойное воспаление). Некрозу клеток предшествует их набухание, появление мелкой зернистости в цитоплазме и пикноз ядер. Этот процесс напоминает процесс, предшествующий отторжению поверхностных клеток переходного эпителия. Возможно, здесь тоже происходит частичная дифференцировка клеток, но завершившие свое развитие клетки не могут быть отторгнуты в просвет и в толще опухоли образуется клеточный детрит, запускающий воспалительную реакцию. В участках распада опухоли наблюдаются гиперемия, кровоизлияния и обильная инфильтрация нейтрофилами.
     Таким образом, наличие инфильтративного роста данной опухоли, а также присутствие в ней наряду с недифференцированными клетками, клеток с частичной дифференцировкой по типу клеток переходного эпителия, дает нам основание классифицировать описанную опухоль как сосочковую и инфильтрирующую переходно-клеточную карциному (International Histological classification of tumors of domestic animals, 1974).
     Результаты единичного собственного наблюдения не позволяют сделать обобщающие выводы, но можно отметить, что, несмотря на редкую встречаемость опухолей мочевого пузыря у кошек, ветеринарный специалист не должен терять онкологическую настороженность.
     Определяющим наличие опухоли мочевого пузыря у кошек, по-видимому, является возраст. Так в литературе указывают, что злокачественные неоплазмы наблюдаются в основном у старых животных (две трети всех случаев приходится на возраст от 8 до 12 лет), не исключением оказался и наш пациент, возраст которого 11 лет.
     Считается, что кошки по сравнению с другими домашними животными более резистентные к опухолям мочевого пузыря и развитие неоплазмы не сильно влияет на их продолжительность жизни.
      Остается открытым вопрос о том, когда появляются клинические признаки болезни? С появлением опухоли? Или по мере ее роста? Какую тактику ведения больного животного избрать?
     Локализация опухоли наводит на мысль, что острая задержка мочеиспускания у кота произошла не столько из-за механической причины - сужения просвета внутреннего отверстия мочеиспускательного канала, сколько из-за расстройства нервной проводимости в мочевом пузыре. На последнее указывает неутолщенная стенка мочевого пузыря, свободная от опухоли. При хронической обструкции она постепенно гипертрофируется за счет мышечных волокон и соединительно-тканных элементов, что подтверждается и функциональным исследованием - увеличиваются показатели емкостной и опорожнительной функции мочевого пузыря, а они, как известно, зависят от адаптационных влияний периферической и центральной нервной системы и от замыкательной функции нервных центров, в том числе и интрамуральных (А.В.Вишневский, А.В.Лившиц, 1973), которые в большом количестве локализуются в области мочепузырного треугольника.