УДК 619:34
А.С.Донченко, М.А.Амироков, О.А.Рожков, Ю.В.Русаков, И.Н.Милованова

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭПИЗООТИЧЕСКОГО И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ

      В соответствии с положением статьи 15 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
      Эти же положения распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занятых содержанием животных и обращением продукции, подконтрольной государственной ветеринарной службе, а также на юридических лиц, осуществляющих ветеринарную деятельность.
      В связи с этим актуальными являются научно-исследовательские работы в сфере нормативного правового регулирования по вопросам обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия.
      В настоящее время в субъектах Российской Федерации не приняты законы, устанавливающие механизм правового регулирования проведения противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий. Поэтому нами был разработан проект закона Новосибирской области "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области".
      Необходимость разработки данного проекта закона обусловлена тем, что в настоящее время нет нормативных правовых актов, которыми определен механизм обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Новосибирской области. Принятие данного законопроекта необходимо также в связи с тем, что действия ветеринарных специалистов затрагивают права и интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан - владельцев животных, а также предприятий по производству, переработке, хранению и реализации продукции, подконтрольной ветеринарной службе. В связи с этим каждый шаг, каждое действие специалистов по диагностике, профилактике и лечению болезней животных, ветеринарно-санитарных экспертов и государственных ветеринарных инспекторов должны быть детально регламентированы и юридически обоснованы.
     Используемые ранее многочисленные законодательные акты СССР в области ветеринарии в настоящее время утратили юридическую силу, а новых нормативных правовых актов в этой области разработано и утверждено в установленном порядке на федеральном уровне единицы.
     Действующий Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в большей мере устанавливает основные задачи ветеринарной службы, отражает её организационную структуру и общие принципы функционирования, но практически не прописывает механизмы обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в регионах и не определяет для этих целей основные ветеринарно-санитарные мероприятия, выполняемые должностными лицами ветеринарных служб и хозяйствующих субъектов, а также граждан.
     В то же время, положения Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О ветеринарии" предоставляют субъектам Российской Федерации право самостоятельно решать вопросы обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на региональном уровне, так как эти вопросы отнесены к ведению субъектов Российской Федерации. Это и послужило правовой основой для разработки проекта данного закона.
     По нашему мнению, принятие данного закона позволит юридически обоснованно и более эффективно проводить на территории области мероприятия по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, в том числе:
     предупреждать появление и ликвидировать очаги заразных болезней животных;
     обеспечивать безопасность продуктов животного происхождения, производимых в области, а также продуктов, ввозимых из других территорий Российской Федерации и иностранных государств;
     предупреждать заражение и отравление людей через продукты животного происхождения;
     создать благоприятные условия для международной торговли животными и продуктами животноводства посредством выполнения на территории области установленных международных ветеринарных требований;
     уменьшить экономический ущерб от появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных.
     Необходимо отметить, что при подготовке проекта закона учитывались не только требования нормативных правовых актов Российской Федерации, но и требования Международного ветеринарного Кодекса и международных договоров в области ветеринарии с участием Российской Федерации.
     Считаем, что приведение положений закона в соответствие с требованиями Международного ветеринарного Кодекса позволит предприятиям Новосибирской области осуществлять поставки в другие страны продуктов животноводства, птицеводства, пчеловодства, рыбоводства. В этом случае будут поддержаны местные производители продукции животного происхождения и другие отрасли сельского хозяйства и промышленности, деятельность которых связана с ведением животноводства и переработкой получаемой продукции.
     В соответствии с Указом Президента от 19.11.2002 №1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" и концепцией Правительства России от 18.12.2002 № МК-П26-49 "Об административной реформе" проектом представленного закона предусмотрено разделение основных функций деятельности государственной ветеринарной службы области.
     Первая функция - правоустанавливающая - это выработка основных направлений деятельности государственной ветеринарной службы области и нормативное регулирование в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия.
     Вторая функция - правоприменительная - это осуществление государственного ветеринарного надзора за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований нормативных правовых актов в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области, а также контроль исполнения должностными лицами государственной, муниципальных и производственных ветеринарных служб, а также предпринимателями в области ветеринарии своих профессиональных обязанностей.
     И третья функция - оказание государственных услуг - это проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторно-диагностических исследований, профилактических мероприятий, в том числе вакцинации животных, и другие мероприятия.
     Проектом закона также предусмотрено исключение дублирования функций и полномочий государственной ветеринарной службы с другими контролирующими службами. Установленные проектом закона ветеринарно-санитарные мероприятия при содержании животных и обеспечении безопасности продукции, другие функции и полномочия должностных лиц государственной и муниципальных ветеринарных служб области, основываются на профессиональных знаниях ветеринарных врачей (знания анатомии и физиологии животных, клинической диагностики болезней животных, видовой принадлежности животных, правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов, знания в области эпизоотологии, микробиологии, вирусологии и других специальных дисциплин), поэтому предусмотренные проектом закона функции и полномочия не могут компетентно выполняться должностными лицами других контролирующих служб, работниками других специальностей, что исключает дублирование.
     Необходимо отметить, что эпизоотическое благополучие области и безопасность продукции животного происхождения зависят не только от деятельности ветеринарных специалистов. Даже в том случае, если ветеринарные службы будут надлежащим образом выполнять все свои функциональные обязанности, эпизоотическое благополучие области невозможно будет обеспечить без выполнения хозяйствующими субъектами и гражданами установленных требований ветеринарных правил. Поэтому при разработке проекта закона придавалось большое значение правоустанавливающим функциям - то есть разработке, созданию и утверждению на областном уровне:
     - с одной стороны, профессиональных правил для должностных лиц учреждений государственной, муниципальных, производственных ветеринарных служб области и предпринимателей в области ветеринарии;
     - с другой стороны, ветеринарно-санитарных правил для хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) и граждан.
     При наличии ветеринарных правил для юридических лиц, предпринимателей и граждан им будет понятно, какие мероприятия они должны выполнять для обеспечения ветеринарного благополучия и что от них имеют право потребовать должностные лица ветеринарной службы. В случаях невыполнения хозяйствующими субъектами и гражданами установленных требований специалисты контролирующих органов будут вправе применять меры административной ответственности. Следовательно, представители ветеринарной службы не смогут выдвигать незаконные требования и превышать свои полномочия.
     Создание же профессиональных правил осуществления ветеринарной деятельности и правил служебного поведения (профессиональной этики), а также контроль выполнения этих правил позволят предупреждать и выявлять нарушения в деятельности специалистов ветеринарных служб.
     Согласно Международного ветеринарного Кодекса при импорте животных и продукции животного происхождения страны и их территории вправе устанавливать более строгие ветеринарные требования, чем те, которые предусмотрены Международным ветеринарным Кодексом в случае их научной обоснованности. Поэтому в проекте рассматриваемого закона предусмотрено создание эпизоотического научно-консультационного бюро экспертов для проведения научного обоснования вводимых ветеринарно-санитарных требований на территории Новосибирской области.
     В результате принятия данного закона будут достигнуты следующие результаты:
     во-первых, нормативно-правовые акты Новосибирской области по вопросам эпизоотической и ветеринарно-санитарной безопасности будут приведены в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и международными ветеринарными требованиями;
     во-вторых, будет реализована, с учетом местных условий, единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации эпизоотий и обеспечения безопасности продукции животного происхождения;
     в-третьих, будут регламентированы конкретные действия ветеринарных специалистов при выполнении ими своих профессиональных обязанностей во всех направлениях ветеринарной деятельности;
     в-четвертых, у хозяйствующих субъектов и граждан наконец-то появятся правила, определяющие их действия при содержании животных и обращении продукции животного происхождения, то есть юридическим лицам, предпринимателям и гражданам будет понятно, что им необходимо выполнять, чтобы не допустить возникновения эпизоотий и обеспечить выпуск безопасной для жизни и здоровья людей продукции.
     Проект закона был рассмотрен и одобрен ученым советом Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока, подсекцией "Инфекционная патология в регионе Сибири и Дальнего Востока Российской Академии сельскохозяйственных наук", а также получил положительное экспертное заключение Новосибирского государственного аграрного университета. Кроме того, в представленный проект Закона внесены изменения и дополнения в соответствии с рекомендациями Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
     В случае принятия закона Новосибирской области "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области" его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат из областного бюджета.
     Принятие данного закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Новосибирской области.
     В случае одобрения предложенного закона и дальнейшего его принятия можно будет более эффективно решать вопросы обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия как в Новосибирской области, так и в других субъектах Российской Федерации.