УДК 619:616-092.19:591,83/84
А.И. Кузьмин (Новосибирский ГАУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КОСТНОЙ И ХРЯЩЕВОЙ ТКАНЯХ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - БОЛЕВОМ СТРЕССЕ

      На различных стадиях развития дегенеративно-дистрофических изменений в костной и хрящевой тканях, когда отсутствуют рентгенологически выявляемые изменения и клинические симптомы, уже наблюдаются отклонения в содержании основных метаболитов соединительной ткани в биологических жидкостях организма (Леонтьева Ф.С., 1989, Митбрейт И.М., Меркурьева Р.В., 1979, Слуцкий Л.И., 1983).
     Удобным и информативным субстратом в таких исследованиях является моча и кровь животного. Показатели экскреции конечных метаболитов обмена коллагена и протеогликанов, а также минеральной фазы костной и хрящевой тканей используются многими исследователями для оценки состояния указанных тканей (Kuang-Chen Huang, 1985; Ch. Kdama, 1986).
     Цель исследования: изучение изменений синтетических процессов в костной и хрящевой тканях при эмоционально-болевом стрессе.
     Материалы и методы: Эксперимент выполнен на 102 белых крысах 3 и 12-месячного возраста линии Вистар. Контрольная группа животных составила 50 голов. Животных подвергали эмоционально-болевому стрессу (ЭБС ) по методике, в основе которой заложен принцип модели O.Desiderato. Крысы выводились из эксперимента ежедневно в диапазоне от 1 до 12 суток, а затем на 30-й день опыта. Кровь являлась объектом клинико-микроскопических, биохимических и иммунологических исследований. В моче производились определения метаболитов с помощью биохимических методов исследования. Сыворотку крови для исследования получали у крыс при декапитации животных, а сбор мочи производили в специальных обменных клетках из органического стекла.
     Результаты исследования: Определение уровня кортикостероидов использовано как гормональный индикатор стресса, более объективны, чем определение катехоламинов, концентрация которых изменяется очень быстро, даже при такой манипуляции, как взятие животного в руки. Динамика 11-оксикортикостероидов (11-ОКС) в плазме крови животных в возрасте 3 месяца свидетельствует о том, что в организме животных наблюдается активизация функции надпочечников, то есть состояние, характерное для стрессовой реакции, выражающееся в увеличении содержания 11- ОКС в крови крыс. В течение первых 48 часов, что соответствует стадии тревоги по Селье, наблюдается первый "пик" показателя, затем на 3-и сутки наступает фаза резистентности, которая характеризуется сначала нормализацией уровня 11-ОКС в плазме, а затем серией "пиков" на 4, 5, 8, 9, 10-12-е сутки ЭБС. К 30-му дню показатель остается на высоком уровне, что свидетельствует о состоянии напряжения без склонности к нормализации. Однако явлений, характерных для стадии истощения, мы не наблюдали, что соответствовало общему состоянию животных.
     Аналогичную динамику уровня 11-ОКС описывает Л.Е. Панин (1983). Известно, что в условиях хронического напряжения в организме развивается диабет, который носит адаптивный характер. Эта так называемый диабет напряжения. Анализ соотношения эндокринно-метаболических показателей выявил следующую динамику: увеличение продукции глюкортикоидов в крови (по уровню 11-ОКС) сопровождалось повышением содержания глюкозы в сыворотке крови.
     В терминологии Л.Е. Панина наблюдаемое нами состояние крыс в нашем варианте ЭБС можно характеризовать как "легкий диабет", выраженный особенно на 4-5-й день ЭБС, что коррелирует с максимальным пиком 11-ОКС в начале стадии резистентности. Затем показатель снижается, что соответствует снижению уровня инсулина и свидетельствует о развитии состояния резистнтности, однако к 30-му дню ЭБС уровень глюкозы снова возрастает, что характеризует стрессорную реакцию у животных как несклонную к нормализации. Молодые животные оказались более чувствительными к ЭБС, показатели исследованы на этой возрастной группе. ЭБС в стадии тревоги не вызывал уменьшения диуреза. Напротив, по мере адаптации животных объем мочи увеличивался, достигая максимальных значений на 22-й день ЭБС. Экскреция оксипролина снижалась в первые два дня опыта (стадия тревоги), а затем уровень показателя колебался в пределах значений этого показателя в моче у животных интактной группы с незначительными отклонениями до 13-го дня опыта. Затем наблюдалось несколько "пиков" экскреции на 14, 17, 18, 22, 24 и 26-й дни опыта.
     Уровень выведения конечных продуктов обмена ГАГ был повышен в дальнейшем в течение всего периода наблюдения с максимальными подьемами (более чем в 3 раза) величин на 3, 7, 8, 10,13, 15, 19, 21 и 26-й дни ЭБС. Следовательно, усиление выведения уроновых кислот опережало по времени процесс усиления деградации коллагеновых структур. Таким образом, ЭБС, вызывающий начальные дегенеративные изменения в костной и хрящевой тканях, характеризовался нарушением метаболизма последних. Начальным проявлениям этих процессов сопутствовала ранняя гипергликозамингликанурия, которая позднее осложнялась гиперксипролинурией. Моделируя в лабораторных условиях процесс воздействия эмоционально-болевого стресса на организм опытного животного и проводя сравнение показателей биохимических, гистоморфологических и параллель между лабораторными и продуктивными животными, создается возможность представить последовательность событий на уровне морфогенеза. С этой целью в эксперименте исследовались крысы 3 и 12-и месячного возраста. Выбор возрастной группы основан на необходимости исследовать реакции растущих животных. С нашей точки зрения подобные возрастные параллели допустимы. Механизмы стрессовых реакций затрагивают все уровни организации живой системы и, в зависимости от ее исходного статуса и характера действия стрессового фактора, могут способствовать развитию различных состояний, от физиологической адаптации до дезадаптации, характеризующейся поломкой регуляторных механизмов и комплексом структурно-метаболистических нарушений.